«Водителей хотят заставить ходить по струнке»: дальнобойщик рассказал о работе в СССР и современной России

На прошлой неделе в Волжском открылась выставка работ Александра Маканина «По дорогам России». Источником вдохновения для автора послужили его поездки по стране, во время которых Александр Николаевич делал эскизы и зарисовки. Мы побеседовали с художником и узнали, как ему удается совмещать искусство с работой и как жилось водителям во времена СССР. 

Впервые я сел за руль грузовика в январе 1972 года. С тех пор и до недавнего времени работал водителем.

Рисовать я начал в юношестве. Учился в художественной школе, рисовал всегда и везде. Где ни встану, там всегда сделаю наброски, а потом на их основе пишу картины. Выставок я провел очень много, картины висят и за границей, и в частных коллекциях.Рассылка EmailПо вашей базе, все во входящие! Много шаблонов, удобный редактор,статистикаПо вашей базе, все во входящие! Много шаблонов, удобный редактор,статистикаemails.notisend.ruПерейтиЯндекс.Директ

В первый рейс я поехал на ГАЗ-51. В советские времена было так: приходишь в организацию, тебе дают раму и кабину, ты собираешь машину (а запчасти были всегда!) и едешь. Первый рейс мне выдали на Кавказ, я начал работать на этом направлении. Затем ушел в армию, и там тоже работал водителем, а когда вернулся, устроился на Волжский трубный завод. В те времена там можно было получить бесплатную квартиру. Часто ездил в междугородние рейсы, возил продукцию завода в Москву и Пензу на ЗИС-151.

Когда получил квартиру, устроился в Главмежавтотранс, было такое предприятие в Волжском. Там был большой автопарк – МАЗы, ЗИЛы, «Захары», «ГАЗоны». А в 86 году привезли из Чехии первые «Шкоды»: так я стал шкодистом. Работал на 12-13 тонных грузовиках, возил продукты в рефрижераторных прицепах. Границы были открыты, и я ездил, куда хотел – в Прибалтику, на Кавказ.

"Урал". Александр Маканин. Фото: Александр Баранов
«Урал». Александр Маканин. Фото: Александр Баранов

Работать было очень интересно! Тогда водителей-междугородников было не очень много, и все друг друга знали. С тех пор у меня осталось много друзей.

В международники я не пошел: слишком жесткие были требования. В советские времена на международные перевозки брали только членов партии, женатых и неразведенных. Я не подошел по последнему пункту. Да и не было ничего особенного в работе в Совтрансавто, потому что и в Союзе возможности были очень большие. Берешь загрузку куда хочешь и едешь. Никаких проблем: ни логистов, ни диспетчеров! Восьмичасовой рабочий день, пробег – не более 360 километров! Если где-то задержался, гаишники могли остановить, забрать права и поставить машину на обочине: сиди отдыхай.

Потом началась перестройка. Я работал на больших машинах, возил негабаритные грузы, а затем снова перешел на рефы. Мне очень нравились американские машины, Volvo и Freightliner’ы, с просторными и комфортными кабинами. Последние десять лет работал на них.

Работа водителя всегда была для меня интересной, всегда вдохновляла на творчество. Водить машины – особенно большие, европейские и американские – просто здорово. Это мне нравилось, да и сейчас нравится, но сейчас уже не то время.

В рейсы я брал с собой этюдник, альбом и карандаш. Делал зарисовки. Многие из них становились основой для работ. Продолжаю рисовать и сейчас. Выставка «По дорогам России» началась с одной работы, которую я нарисовал на заказ. Сюжеты – пейзажи, увиденные мной во время работы водителем. Башкирия, Чувашия, Нижний Новгород, Петербург, Москва, Урал, Кавказ…

"Уральские перевалы", Александр Маканин. Фото: Александр Баранов
«Уральские перевалы», Александр Маканин. Фото: Александр Баранов

Чем отличалась работа в Союзе от работы в нынешнее время?Зарплатой и свободой. Свобода была полная, а сейчас водителям очень тяжело. Их ущемляют в зарплате, заставляют перерабатывать. У меня многие знакомые по сей день работают в грузоперевозках и жалуются, что ставки копеечные, а работы в провинции нет: приходится работать на московские и питерские компании. Средняя ставка – 5 рублей за километр.

Форс-мажоры? С другими случались, но не со мной. Аварийные ситуации были, но ДТП всегда удавалось избегать, так что могу похвастаться, стаж у меня безаварийный. Много было опасных случаев, но каждый раз везло.

С криминалом встречаться приходилось – но, опять же, ничего серьёзного: в Питере и Москве клянчили деньги.

«Платон» я вообще ненавижу. Это какая-то дурь, кто её только придумал! С Европы, наверное, взяли. Хотят заставить водителей ходить по струнке, но это неправильно! Мы же русские люди, в конце концов! Отношусь к «Платону» очень нехорошо.

Весовой контроль был и раньше. В Тамбове, в Подмосковье и в Ленинградской области частенько приходилось «взвешиваться». А больше всего – в Казани и Астрахани! Но я нормально вопросы решал с этим делом, проблем не возникало.

Два года назад я оставил свою шоферскую деятельность: хватит! Пора и дома кое-какие дела сделать.

Любимые художники? Шишкин, Айвазовский, Репин, Васнецов. И мой учитель – Борис Иванович Махов. Очень нравится русская классика, сейчас мало кто ей увлекается. Популярны более современные работы, Дали и всякое такое… Мне нравятся все работы, но русская классика – больше всего. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *